Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Версия для слабовидящих
Воскресенье, 19.05.2024, 00:40
Приветствую Вас, Гость

ФГОС дошкольного образования

          С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус определил неизбежность появления нормативного документа – Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС).

      Зачем вообще нужен ФГОС для детсадов? Как же изменится жизнь детей, родителей и воспитателей с введением стандарта? А готово ли дошкольное учреждение стать ступенькой общего образования? На эти и многие другие вопросы попытаемся ответить.

      В основу стандарта положены условия, а не результат. До введения стандартов дошкольного образования действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте помимо требований к структуре и условиям появились требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше.

     Особое место в стандарте отводится развивающей предметно-пространственной среде. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

     В центре стандарта – ребенок. Стандарт предполагает, что дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превратится в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования будет сопровождаться осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Причем такую программу будут разрабатывать, в том числе и родители.

     Существовавшие в советское время стандарты в дошкольном, как и в общем, образовании за три последних десятилетия разрослись до множества методических программ и наработок. В итоге одни дети покидают детсад, бегло читая, родители других берут эту функцию на себя. Привести к единому знаменателю два главных компонента дошкольного образования: как воспитывать и чему учить дошколенка - и призваны стандарты.     

     На сегодняшний день школа предъявляет к первокласснику определенные требования: читать, писать, владеть логикой, но как педагогам-дошкольникам отвечать на них без единых программы и стандарта?

    Создатели ФГОС для детсадов утверждают, что его целью является найти баланс между обучением навыкам, воспитанием и игрой, т. е. гармоничное развитие современного ребенка.

    Разработчики «детсадовского» ФГОС четко говорят: стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и любому другому.

    Особое место – вопросам обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка. Ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам (психологам, логопедам и т.д.), грамотно выполнить их рекомендации.

Документы ФГОС Федерального уровня:

  Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) № 01-52-22/05-382 от 07.02.2014.
  Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
  Мониторинг готовности образовательных организаций к введению ФГОС дошкольного образования.
  Аналитические материалы по результатам мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования".

Документы ФГОС Регионального  уровня:
Планы (дорожные карты) муниципалитетов по введению ФГОС ДО

Документы Муниципального уровня:

Приказ о создании рабочей группы

План основных мероприятий

Протокол №1 рабочей группы по ФГОС

Протокол №2 рабочей группы по ФГОС

Протокол №3 рабочей группы по ФГОС

Протокол № 4 рабочей группы по ФГОС

Документы ДОУ:

Приказ о создании рабочей группы

Приказ об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС ДО

План мероприятий по введению ФГОС ДО

Протокол № 1 рабочей группы ДОУ

Протокол № 2 рабочей группы ДОУ

Протокол № 3 рабочей группы ДОУ

Протокол № 4 рабочей группы ДОУ

 

 

 

$