ФГОС дошкольного образования
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус определил неизбежность появления нормативного документа – Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС).
Зачем вообще нужен ФГОС для детсадов? Как же изменится жизнь детей, родителей и воспитателей с введением стандарта? А готово ли дошкольное учреждение стать ступенькой общего образования? На эти и многие другие вопросы попытаемся ответить.
В основу стандарта положены условия, а не результат. До введения стандартов дошкольного образования действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте помимо требований к структуре и условиям появились требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше.
Особое место в стандарте отводится развивающей предметно-пространственной среде. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В центре стандарта – ребенок. Стандарт предполагает, что дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превратится в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования будет сопровождаться осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Причем такую программу будут разрабатывать, в том числе и родители.
Существовавшие в советское время стандарты в дошкольном, как и в общем, образовании за три последних десятилетия разрослись до множества методических программ и наработок. В итоге одни дети покидают детсад, бегло читая, родители других берут эту функцию на себя. Привести к единому знаменателю два главных компонента дошкольного образования: как воспитывать и чему учить дошколенка - и призваны стандарты.
На сегодняшний день школа предъявляет к первокласснику определенные требования: читать, писать, владеть логикой, но как педагогам-дошкольникам отвечать на них без единых программы и стандарта?
Создатели ФГОС для детсадов утверждают, что его целью является найти баланс между обучением навыкам, воспитанием и игрой, т. е. гармоничное развитие современного ребенка.
Разработчики «детсадовского» ФГОС четко говорят: стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и любому другому.
Особое место – вопросам обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка. Ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам (психологам, логопедам и т.д.), грамотно выполнить их рекомендации.
Документы ФГОС Федерального уровня:
Документы ФГОС Регионального уровня:
Планы (дорожные карты) муниципалитетов по введению ФГОС ДО
Документы Муниципального уровня:
Приказ о создании рабочей группы
Протокол №1 рабочей группы по ФГОС
Протокол №2 рабочей группы по ФГОС
Протокол №3 рабочей группы по ФГОС
Протокол № 4 рабочей группы по ФГОС
Документы ДОУ:
Приказ о создании рабочей группы
Приказ об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС ДО
План мероприятий по введению ФГОС ДО
Протокол № 1 рабочей группы ДОУ
Протокол № 2 рабочей группы ДОУ
Протокол № 3 рабочей группы ДОУ
Протокол № 4 рабочей группы ДОУ